Котики и жалостливые глазки помогают решать бизнес-задачи
Изначально я хотел написать о том, как уместная просьба помогает получить нужное действие от человека. А в последствии расширил эту статью и затронул еще пару приемов. Начну коротко с проблемы, чтобы был контекст.
Классическая проблема заключается в том, что у бизнеса и человека разные желания. Бизнес хочет, чтобы человек делал все, а человек не хочет делать ничего.
Например, регулярно тот или иной продукт просит нас:
- скачать и установить приложение,
- отказаться от бумажного чека,
- указать дату рождения,
- оплатить заказ картой,
- оставить фидбек или отзыв на маркетплейсе,
- посмотреть рекламу,
- включить пуш-уведомления,
- разрешить делиться данными для аналитики,
- нажать «туда» или «сюда». И т. д.
История понятная. Эти действия нужны бизнесу по разным причинам: для увеличения конверсии, для сбора данных и аналитики, для снижения затрат, для продажи рекламы и т. д. А человеку… да пофиг ему. Есть разные подходы решения проблемы.
Просим
Мне понравилось, как ребята, создавшие приложения Money Manager, просят поставить оценку приложению и извиняются за рекламу.
Здесь все хорошо: и тон обращения, и вайб, и простота просьбы, и возможность скипнуть. Но как тут откажешь? Перед котом с глазами из «Шрэка» неудобно будет)))
Такой прием свойственен небольшим стартапам и энтузиастам. И он хорошо работает, ведь…
… люди охотнее делают то, о чем их просят прямо
Хитрость
Просьба должна быть простой для выполнения и честной. Хорошо, если она вызывает в человеке чувство помощи, долга, ответственности. Люди эмоциональные, это факт.
Опасность
Можно перегнуть и вызвать негативные эмоции. Когда человек начинает чувствовать себя не очень хорошо из-за того, что он отказался.
🤮 Ты правда хочешь оставьть курьера без чаевых?
🤮 Ты не пожертвуешь $1 на несчастных детей из Нигерии, которым нечего есть и пить и которые могут умереть?
Покупаем и вознаграждаем
Средним и большим бизнесам не к лицу показывать нужду. Поэтому они просят как бы невзначай. Сделаешь – хорошо, нет – ну и ладно.
Но и им нужно собирать фидбек, направлять человека по нужному флоу, рекламироваться... Поэтому хороший способ получить нужное действие от человека – честная сделка. Человек что-то делает для бизнеса, а бизнес его поощряет скидкой, маленьким подарком, начислением внутренней валюты. И это работает, потому что…
… люди положительно относятся к действиям за вознаграждение
Хитрость
Действие должно быть понятным, соразмерным вознаграждению, своевременным и легкодоступным.
👍 Сделай первый заказ через приложение и получи скидку 15%.
👍 Поделись ссылкой и мы начислим 100 баллов.
😒 Оставь отзыв и получи квартиру в новостройке.
Опасность
Случайно можно усложнить процесс получения вознаграждения, включив дополнительные шаги. И собрать проклятья.
👍 Укажи почту и получи промокод на 500 баллов.
- Введи почту.
- Подтверди почту и мы отправим промокод.
- Перейди по ссылке, чтобы активировать его.
- 🤮
Ищем пользу и ценность
С одной стороны – это самый простой способ, потому что не требует материальных вложений. С другой стороны – сложный. Не всегда ценность на поверхности и нужно время и когнитивные способности на её поиск. Но это один из эффективных способов мотивировать человека, потому что…
… люди делают то, в чем видят пользу или имеет ценность в их мире
Я не буду вдаваться в моральные и этические вопросы по этой теме, а просто покажу как это работает.
В мире бизнеса
🤔 Откажись от чека. Это снизит наши затраты на кассовую бумагу, которая в последнее время сильно подорожала.
В мире человека
✅ Отказываясь от бумажного чека ты делаешь мир чище и экологичнее.
В мире бизнеса
🤔 Установи приложение. Продукт ближе к тебе. В нем воронка продаж лучше. Отдел маркетинга напрямую доставляет рекламу в твой телефон. Не будем тратиться на отправку смс…
В мире человека
✅ Наше приложение такое же классное как и сайт, но работает стабильнее, даже без интернета.
В мире бизнеса
🤔 Укажи дату рождения. Это поможет нам лучше анализировать поведение разных возрастных групп и …
В мире человека
✅ Укажи дату рождения. Многие рестораны делают скидки ко дню рождения.
Хитрость
Не бойтесь формировать нужные ценности. Они, как и материальная польза, так же важны для человека.
Опасность
Если ценность не получается найти сразу, есть соблазн использовать абстрактные понятия: удобнее, лучше…
🤮 В приложении удобнее делать заказы.
🤮 Все рестораны в нашем приложении.
В этом случае стоит поискать еще. Или создать новую фичу.
Резюмируя
Бизнесу нужно, чтобы человек действовал в его интересах, по разным причинам. И для этого есть несколько способов стимуляции человека:
- делать действия полезными и ценными,
- покупать и вознаграждать,
- просить.