11 июня 2016 г.

Десять принципов дизайна
Дитера Рамса


Дитер Рамс — живой классик, чьи разработки разошлись миллионными тиражами и стали культовыми символами сразу нескольких эпох. Рамс сформировал тот образ потребительской электроники, который мы сегодня считаем очевидным, — вроде бы по-другому и не бывает, но когда-то его разработки были прорывом.


Рамс родился в 1932 году в Висбадене, городке неподалеку от Франкфурта-на-Майне. Там же изучал архитектуру и дизайн интерьеров в художественной школе. В начале 1950-х годов участвовал в восстановлении Германии, работая под руководством известного архитектора Отто Апеля. В 1955 году, пройдя по конкурсу, попал в коллектив дизайнеров фирмы Braun и через 7 лет возглавил дизайнерский отдел и оставался на этом посту до 1995 года.

Дитер Рамс

Дитер Рамс

За годы своей работы Рамс сформулировал десять принципов качественного дизайна, которые повлияли на многих дизайнеров в самых разных отраслях и нет сомнений в том, что многие принципы применимы в вебе и интерфейсах.

  1. Хороший дизайн — инновационный
  2. Хороший дизайн делает продукт полезным
  3. Хороший дизайн — эстетичен
  4. Хороший дизайн помогает продукту быть понятным
  5. Хороший дизайн — ненавязчив
  6. Хороший дизайн — честен
  7. Хороший дизайн — долговечен
  8. Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей
  9. Хороший дизайн гармонирует с окружающей средой
  10. Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна

Калькуляторы, телевизоры, радиоприемники, электробритвы, часы, соковыжималки, видеокамеры, а также офисные стулья, полки и зубные щетки — число спроектированных им объектов исчисляется сотнями.

Радиоприемник Braun ABR 21, 1978

Радиоприемник Braun ABR 21, 1978

Настольное радио Braun RT20, 1961

Настольное радио Braun RT20, 1961

Калькулятор Braun ET 66, 1987

Калькулятор Braun ET 66, 1987

Карманное радио Braun T3, 1958

Карманное радио Braun T3, 1958

Цилиндр. зажигалка T2, 1968

Цилиндр. зажигалка T2, 1968

Braun sixtant 4004, 1979

Braun sixtant 4004, 1979

Кофемашина Braun KF20, 1972

Кофемашина Braun KF20, 1972

Универс. система полок 606, 1960

Универс. система полок 606, 1960

Кресло 620, 1962

Кресло 620, 1962

Вместе со своей командой Дитер Рамс реализовал множество революционных проектов. Некоторые его решения до сих пор используются многими производителями: ручка фена, расположенная под углом для просушки волос сзади; распространённая на сегодняшний день конструкция компактной кофеварки (цилиндр с фильтром и ёмкость для воды вставлены друг в друга); известную систему полок из алюминия и стали и многие другие решения.


Дитер Рамс всегда чётко дистанцировался от статуса художника и сопутствующего мышления, предпочитая представлять себя в качестве архитектора или инженера конструктора. «Возьмите английское слово «дизайн». Это значит, строительство. Это не имеет ничего общего с «поп», ничего общего с ним. Я часто говорю, что я не дизайнер, я архитектор».



Дизайн не имеет ничего общего с искусством. Дизайн может помочь сделать продукты, которые мы используем каждый день меньше, но лучше. У нас достаточно продуктов. Если вы посмотрите, на рынке у вас есть десять или 20 видов кофеварок, которые в основном похожи, делая все то же самое: они делают кофе. Мы не нуждаемся в 20 из этих вещей, нам нужна одна хорошая

Дитер Рамс

Рамс рассказывает немало интересного и полезного o сути дизайна. Многие из этих мыслей не помешало бы взять на заметку молодым дизайнерам.



Современные дизайнеры создают слишком много «шума». Необходимо добиваться большей простоты и чистоты, убирая все лишнее . Для этого нужно вернуться к основам, к простым вещам.



К работе за компьютером следует относиться с осторожностью — между тем, что он может сделать, и что он должен делать, существует разница.



Все отрасли дизайна должны быть связаны между собой.



Человек — центральное понятие, от которого нужно прежде всего отталкиваться в дизайне. А людям нравится, когда вещи понятны и просты.



Талант очень важен для дизайнера, однако главное — это удача, которая дает вам возможность встретиться с нужными людьми. Дизайнеры не живут в вакууме: для того чтобы их идеи воплощались в жизнь, нужно сотрудничать с бизнесменами.



«Айфон» слишком блестящий! (прим.: Oh, too shiny! — таково было первое впечатление Рамса от этого телефона. Однако, в общем Дитер высоко оценивает тот уровень, на который поставлен дизайн в компании Apple. Джонни Айв говорит о Рамсе, как о человеке, оказавшем большое влияние на него как на дизайнера).



Сегодня очень много хаоса и бездумности в том, как вещи производятся и продаются. Это касается не только товаров широкого потребления, но и архитектуры и рекламы.



Товаров производится и так слишком много. Нам не нужно 20 разнообразных кофеварок, нам нужна одна, но хорошая.



Дизайн не имеет отношения к искусству. Многие дизайнеры увлечены созданием впечатляющих вещей — прямо-таки произведений искусства.



Мы дошли до того, что слово «дизайнер» теряет свой положительный смысл. Сам термин прежде всего означает «конструирование». Никакого отношения к понятию «поп» он не имеет (прим.: к вопросу о селебрити-дизайнерах).



Немного хаоса в личном пространстве — это вполне допустимо. Хаос помогает понять, что такое порядок и почувствовать вкус к нему. Контраст между этими двумя понятиями имеет свое очарование.



Японцы обустраивают свои небольшие пространства, за неимением больших. Ухаживая на балконах за своими бонсаями они как-бы говорят нам: можно создавать нечто стоящее даже на балконе, если ты не богат и у тебя нет большого сада. Людям нужны решения для ограниченных пространств. (прим.: Рамс часто посещал Японию по рабочим вопросам в период работы в Braun).


Дитер Рамс по-прежнему высоко ценится в дизайнерских кругах и в настоящее время гастролирует по миру с большой ретроспективой своих работ. Многие его творения хранятся в крупных музеях мира.



Дитер Рамс
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить